Главная » 2020 » Май » 15 » «ЛАНДЫШ – ЦВЕТОК БОГИНИ ОСТАРЫ И ИЗЛИЯНИЯ СЕРДЕЦ. ПРАЗДНИК ЛАНДЫШЕЙ».
09:00
«ЛАНДЫШ – ЦВЕТОК БОГИНИ ОСТАРЫ И ИЗЛИЯНИЯ СЕРДЕЦ. ПРАЗДНИК ЛАНДЫШЕЙ».


Ландыш майский (Convallaria majalis). Научное название цветка переводится как лилия долин, цветущая в мае. «Широкие, заостренные на концах листья цветка схожи с ушами лани, отчего по-старопольски называются: «ланье ушко» – «ландушка». Со старыми поляками не соглашаются молодые; по их предположению, растение названо ландышем за гладкие листья: «гладыш» – «ландыш». Сторонники третьей теории уверяют, что ландыш получил свое имя от слова «ладан», то есть очаровательно-нежный запах» (Сергей Красиков. «Легенды о Цветах»).

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. О ландышах сложено много красивых легенд, мифов и сказок. Вот лишь некоторые из них:

1) В Англии, в Суссексе, есть предание, согласно которому ландыши выросли там, куда пролилась кровь из ран св. Леонарда, сражавшегося с драконом.

2) Одно немецкое предание говорит, что ландыш расцвел от любви к весне, а когда она его покинула, белые цветы осыпались и на месте их появились ягоды – огненно-красные капли слёз, вылившиеся из самого сердца.

3) Согласно древнерусской легенде ландыши выросли там, куда упали слезы морской царевны Волховы, опечаленной выбором Садко, который отдал свое сердце земной девушке Любаве.

4) Существует христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына.

«В одних древних сказках ландыши – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки; в других – счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви; в третьих – в цветы ландыша превратились капельки пота, упавшие со знойного тела Дианы; в четвертых – ландыши не что иное, как Солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются как фонариками» (Сергей Красиков. «Легенды о Цветах»).

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи и сказания, но и многие празднества.

Н. Золотницкий в книге «Мифы и легенды о цветах» пишет:

«Теперь ландыш служит нам лишь украшением и разве только иногда, как букет в Троицын день, когда мы идем с ним молиться в церковь, получает некоторое символическое значение. Поэт говорит:

«На рубеж весны и лета,
Заветы старые храня,
Никто не выйдет без букета
На праздник Троицына дня.
Питомцы ласкового мая —
Фиалки, ландыш и сирень —
Господень храм, благоухая,
Окрасят щедро в этот день».

Но было время, и время очень давнее, когда ландыш был посвящен у древних германцев богине Остаре — богине восходящего солнца, лучезарной зари и провозвестнице весны. В честь нее на Пасху (а Пасха и до сих пор от ее имени называется по-немецки Ostern) зажигались костры и устраивались празднества, на которых все молодые девушки и парни украшали себя ландышами — как цветами любви и счастья. Праздник этот продолжался, пока держались ландыши, а затем, когда цветы увядали, их бросали в костры и жгли как приятную Остаре жертву.

Немецкий поэт Ф. Вебер в своей поэме «Тринадцать лип» об этом говорит: «Бог любви, о белый Бальдер, благосклонно наш привет прими, цветы чистые, как наше сердце, мы кладем к твоим стопам…» И, обходя жертвенный камень, они бросали священные травы, белые колокольчики (ландыши) — эти светлые хлопья, эти яркие искры в костер...»

С цветами же этими молодицы отправлялись с ранней зарей накануне празднества к священному ключу и умывали водой себе лицо, чтобы сохранить как можно дольше его свежесть и прелесть. Средневековое поверье это глубоко укоренилось в некоторых местностях Саксонии, как, например, в Альтмарке, где и теперь можно видеть девушек, идущих на Пасху умываться ключевой водой с целью сберечь свою красоту.

С исчезновением язычества богиню Остару заменила в народном сказании Пресвятая Дева; и теперь существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Царица Небесная, окруженная венцом из блестящих, как серебро, ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит какую-нибудь нечаянную радость...

Как отголосок средневековых обычаев встречается еще в некоторых деревнях Франции сохранившееся до сих пор обыкновение справлять ежегодно «праздник ландышей». Это бывает всегда в первое майское воскресенье.

В этот день после полудня жители нескольких соседних деревень собираются в ближайший лес за ландышами. Отправляются не только молодые, но и старики, чтобы не оставлять молодежь одну. В лесу идут толпой, стараясь в нем далеко не расходиться, и, набрав возможно большее количество ландышей, к ночи возвращаются домой. На другой день собранными ландышами украшают в домах окна, камины и столы, причем нередко к ландышам примешивают и цветы сирени. Затем накрывают столы, ставят закуску и приглашают молодежь на завтрак. Все закусывают, весело болтают, смеются, поют песни в честь виновника праздника — ландыша, являющегося в то же время и символом весны, и устраивают танцы.

Вот тут-то ландыш и начинает играть свою роль. Приглашение на танцы идет, как и всегда, со стороны парней, но свое согласие девушки выражают не при помощи слов, как обыкновенно, а при помощи ландыша.

Это происходит следующим образом. Парни и девушки имеют каждый по букетику ландышей. Девушки прикрепляют его к лифу, а парни — в петличку сюртука. Когда парень приглашает девушку на танец, то девушка в знак согласия дает ему свой букетик, который он вдевает в петличку и в свою очередь передает ей свой, который она прикалывает к лифу. Раз выбрав друг друга, молодые люди уже не расстаются весь вечер и все танцы танцуют вместе.

Теперь такой выбор выражает только взаимную симпатию и ограничивается лишь танцами на весь вечер; но в прежнее время букетик ландыша имел гораздо более глубокое значение: он выражал некоторым образом согласие молодых людей вступить в брак, и самый вечер этот обыкновенно заканчивался объявлением, кто за кого выходит и кто на ком женится.

Если парень, например, желал выказать девушке свои чувства, то он просил у нее булавку и пришпиливал ее букетик на груди. Отказ дать ему булавку означал, что девушка не хочет быть его женой.

Если же парень был горд или застенчив, то раньше, чем попросить у девушки булавку, он предлагал ей свой букетик. Девушка, принявшая букет и приколовшая его к своей груди, тем самым выражала ему свою симпатию и свое согласие вступить с ним в брак. Бросить ландыш на землю имело различное значение: так можно было выразить и просто холодность чувств, и несогласие на брак, но ступить при этом на него ногой — обозначало антипатию, отвращение и даже злобу»...

«Теперь ландыш является любимым цветком и парижан. И 1-го мая, когда рабочие, желая выразить свою солидарность с остальными рабочими мира, появляются с красной гвоздикой в петлице, остальные парижане ходят украшенные белыми ландышами как эмблемой «излияния сердец», потому первое мая носит в Париже название Дня ландыша.

В этот день спрос на ландыши бывает так велик, что их привозят из провинции целыми вагонами, не считая тех миллионов цветов, которые выгоняются искусственно в теплицах в окрестностях Парижа. На того, кто не имеет в этот день в руках, на груди или в петлице ландышей, в Париже все смотрят с каким-то недоумением...»

ИСТОЧНИКИ:
Красиков С. Легенды о цветах. М., 1990.
Золотницкий Н. Мифы и легенды о цветах. М., 2017.

Категория: Интересная информация | Просмотров: 177 | Добавил: MIr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Мини-чат
Актуальный опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации
Гранты. Культура.
Культура. Гранты России
Добровольцы

Последнии комментарии