Привет! Я участвую в акции #Россиянашобщийдом#Новгородскаяобласть и хочу рассказать о группе археолого-этнографических памятников, условно называемых культовыми камнями. Одной из разновидностей культовых камней являются камни-следовики.
Следовик - отдельный камень с изображением в виде следа человека, пяты, колена, ноги, руки, ладони или копыта, лапы, ноги какого-либо животного, птицы, а также подковы, каблука или подошвы обуви и т.п.
Указанные изображения на валунах бывают единичными и групповыми, а также иметь различные сочетания. При этом рисунки на следовиках могут быть искусственными или естественными.
Такие камни чаще всего встречаются возле водных объектов – ручьёв, рек и озер, а нередко, и в стороне от них – в глухих местах.
Таким камням обычно сопутствуют различные легенды и предания, в которых происхождение изображений связывалось либо со святыми, либо, наоборот, с нечистой силой, либо с какими-то конкретными личностями. Многим камням приписывались целебные свойства; некоторые камни пользовались почитанием местного населения, около них совершались молебны, сооружались часовни.
Вода из ключей и речек, при которых находились такие камни, местными жителями тоже считалась священной и целебной. Деревья, растущие около культовых камней, также были объектами почитания.
Религиозные обряды почитания камней - следовиков часто имели характер жертвоприношений. Культовым камням приносили различные дары-жертвы. Это могли быть шерсть, творог, масло, ягоды, овощи, цветы, полотенца, платки и др. В ряде мест зафиксированы и жертвоприношения животных.
Наибольшая концентрация камней-следовиков выявлена в ареале Балтийского морского бассейна, в странах Балтии, в Беларуси, на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской, Тверской областей.
По документам, на территории Новгородской области культовых валунов насчитывается порядка 80 штук, и почти за каждым из них закрепилась та или иная легенда. Наиболее известные – камень «Щеглец» в Новгородском районе, валун на горе Ореховне в Демянском районе, камень «Святогорша» в Старорусском районе, валун «Камень» в Волотовском районе.
Однако это только по архивным данным, поскольку информация о местоположении многих камней утеряна. Есть легенды, что в районе той или иной деревни лежит камень с каким-либо изображением, но где именно он лежит, сказать уже никто не может. Проблема в том, что деревни вымирают, и не остается местных жителей, помнящих легенды и предания родного края.
Серьезное изучение культовых камней началось относительно недавно, хотя отдельные сообщения о них в археологической и этнографической литературе можно было встретить в более ранний период. Например, в «Истории государства Российского» H.М. Карамзин писал: «Памятником каменносечного искусства древних славян остались большие гладкие плиты, на которых выдолблены изображения рук, пят, копыт и прочее».
Сменяются века, но тяга к изучению древних славянских традиций сохраняется в сознании современного человека. И уже в XXI веке культ камней всплывает из информационного пространства, и продолжает притягивать массы людей, чтобы прикоснуться к древним обрядам и тайнам природного мира.
|
Последнии комментарии